doktor2297

Хорошая Схемка

В теме 21 сообщение

На одном из сайтов нашел отличную простую схемку.Все понятно по описанию,но немного поясню и дополню:

1.Не помню сравнение внутреннего сопротивления нашего и тазовского (ТМ 106) датчиков,но подбором R2 можно компенсировать практически любую разницу.

2.Подбери 3-4 разных сопротивления R2,поставь соответствующий переключатель и получишь возможность автоматического включения вентиляторов в разном диапазоне температур.

3.Если в дизеле умер датчик отсечки клапана при 60 гр. эта схема тоже может его заменить.

Стоимость ее мизерная.

Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора в системе охлаждения двигателя, очень часто выходит из строя. В жаркую погоду, в условиях интенсивного городского движения электровентилятор работает почти беспрерывно. В результате подгорают контакты датчика включения вентилятора, а восстановить их невозможно. После неоднократных замен этого датчика я изготовил электронное реле, где в качестве датчика используется "штатный" терморезистивный датчик температуры ТМ106, с помощью которого контролируется температура двигателя.

Схема этого реле температуры работает безотказно в течение многих лет. Основным узлом в ней является триггер Шмидта, собранный на транзисторах VT1, VT2. Вход триггера подключается к терморезистивному датчику R1 ТМ106. Резистором R2 устанавливается порог срабатывания реле при температуре жидкости 92...94 градусов С. С коллектора транзистора VT2 сигнал управления подается на электронный ключ на транзисторе VT3, который в свою очередь включает исполнительное реле К1 электровентилятора M1 охлаждения двигателя. Стабилитрон VD1 предотвращает ложные срабатывания реле при колебаниях бортового напряжения питания 12 В.

425-01.jpg

Монтажная плата устанавливается в корпусе любого старого реле типа РС-527, а транзистор VT3 устанавливают под винт на этот корпус для лучшего охлаждения.

Источник: П.Беляцкий, журнал "Радиолюбитель". Схемы и статьи публикуются с разрешения редакции журнала.

Изменено пользователем doktor2297 (смотреть историю редактирования)
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

в датчике включения вентиляторов установлены биметаллические контакты, которые замыкаются при достижении ОЖ температуры, температурные характеристики датчика указаны на его маркировке (пробиты на корпусе), так что никакую температуры срабатывания подгонять не нужно. Во втором этот датчик управляет реле включения вентиляторов охлаждения, в отличии от вазовских схем, где реле на некоторых моделях отсуствовало, и контакты датчика подгорали. на крайний случай можно параллельно датчику сделать цепь ручного включения вентиляторов.

Попутно - если ли у кого схема включения вентиляторов на второй с кондиционером, в книжках схема без кондея.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

в датчике включения вентиляторов установлены биметаллические контакты, которые замыкаются при достижении ОЖ температуры, температурные характеристики датчика указаны на его маркировке (пробиты на корпусе), так что никакую температуры срабатывания подгонять не нужно. Во втором этот датчик управляет реле включения вентиляторов охлаждения, в отличии от вазовских схем, где реле на некоторых моделях отсуствовало, и контакты датчика подгорали. на крайний случай можно параллельно датчику сделать цепь ручного включения вентиляторов.

Для особо внимательных и знающих - Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора- это тот который с биметаллическими контактами,а вот в качестве датчика используется "штатный" терморезистивный(для знающих расшифрую - меняющий сопротивление в зависимости от температуры) датчик температуры ТМ106- это обыкновенный датчик который подключен к прибору (показометру) температуры.

Изменено пользователем doktor2297 (смотреть историю редактирования)
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А что надежнее: три транзистора на самодельной печатке или один оригинальный датчик? Ответ очевиден, но выбор каждый делает сам.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для особо внимательных и знающих - Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора- это тот который с биметаллическими контактами,а вот в качестве датчика используется "штатный" терморезистивный(для знающих расшифрую - меняющий сопротивление в зависимости от температуры) датчик температуры ТМ106- это обыкновенный датчик который подключен к прибору (показометру) температуры.

зачем городить дополнительные сопли в электрике автомобиля. вентиляторы завязаны еще с одним устройством - термостатом. при включении по этой схеме вентилятора - допустим в районе 70 градусов - будет просто не нужно, т.к. ОЖ в этом случае будет крутиться по малому кругу, т.е исключая радиатор, и охлаждение радиатора просто ненужная нагрузка на генератор. Да и датчики на вторых различны: на двигателях J7T и J7R при изменении температуры от 20 до 80 градусов сопротивление датчика повышается на 100 ом, а в Z7W при том же температурном диапазане это будет 1 Ком.

при желании можно наворотить в авто многое - только зачем. чем меньше элементов в электрической схеме тем она надежнее.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

нормальная рабочая схемка-может и пригодиться-в промежутке поиска нужных датчиков(не у каждого есть рядом станция метро чтоб доехать до магазина торгуещем датчиками для рено :bi: )и умничать не надо-три транзистора порой могут спасти "мир" :bq:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

в датчике включения вентиляторов установлены биметаллические контакты, которые замыкаются при достижении ОЖ температуры, температурные характеристики датчика указаны на его маркировке (пробиты на корпусе), так что никакую температуры срабатывания подгонять не нужно. Во втором этот датчик управляет реле включения вентиляторов охлаждения, в отличии от вазовских схем, где реле на некоторых моделях отсуствовало, и контакты датчика подгорали. на крайний случай можно параллельно датчику сделать цепь ручного включения вентиляторов.

Для особо внимательных и знающих - Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора- это тот который с биметаллическими контактами,а вот в качестве датчика используется "штатный" терморезистивный(для знающих расшифрую - меняющий сопротивление в зависимости от температуры) датчик температуры ТМ106- это обыкновенный датчик который подключен к прибору (показометру) температуры.

Насколько я понял, Александр свой коммент написал к тому, что автор статьи вместо того, чтобы поставить реле в цепь питания вентилятора и тем самым просто разгрузить контакты ТМ108 нагородил самопальщины. У нас же эти реле присутствуют. И целых три.

ИМХО, если уж изобретать велосипед, то нормальный - с плавной регулировкой частоты вращения вентиляторов, используя в качестве датчика - да, датчик ОЖ для мозгов или для приборки. Это будет более правильно.

ЗЫ: Александр2, я не понял, тебе нужна схема вентиляторов с кондеем?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Насколько я понял, Александр свой коммент написал к тому, что автор статьи вместо того, чтобы поставить реле в цепь питания вентилятора и тем самым просто разгрузить контакты ТМ108 нагородил самопальщины. У нас же эти реле присутствуют. И целых три.

ИМХО, если уж изобретать велосипед, то нормальный - с плавной регулировкой частоты вращения вентиляторов, используя в качестве датчика - да, датчик ОЖ для мозгов или для приборки. Это будет более правильно.

ЗЫ: Александр2, я не понял, тебе нужна схема вентиляторов с кондеем?

схема с кондеем нужна - есть желание посмотреть

для плавной регулиовки частоты вращения вентиляторов придется ставить вместо реле теристоры и собирать схему управления ими от температурного датчика.

в предложенной схеме есть минус - управление завязано на изменении напряжения на входе триггера, при этом питание самой схемы не понижено до какого то уровня ниже напряжения АКБ, а лишь стабилизировано от скачков. При включении вентиляторов неизбежно падение напряжения в бортовой сети, которое повлечен изменения в температурном графике срабатывания схемы.

разработчик этой схемы ссылается на частый выход датчика ТМ 108 у которого подгорали контакты - в наших автомобилях такого не может быть, да и автору проще и намного дешевле было бы поставить одно единственное реле, которое бы управлялось от этого датчика и коммутировало силовую цепь вентиляторов, т.е. большие токи с контактов датчика были бы сняты.

если и делать что то подобное, то нужно обязательно понижать и стабилизировать рабочее напряжение тригера до 5-9 вольт, это даст возможность более точной работы схемы независимо от напряжения в бортовой сети. да и реле в такой схеме лучше использовать на для включения электродвигателей, а для коммутации цепей управления штатных реле автомобиля.

Я уважаю электронику, но в разумных пределах.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

схема с кондеем нужна - есть желание посмотреть

Она там на трёх листах. Вечером постараюсь вспомнить - выложу. Если нет - напомни.

Вкратце: блок управления кондеем при включении автоматически подключает первую скорость вращения вентиляторов. А вторую скорость включает датчик-реле давления в магистрали, когда давление поднимается выше положенного предела (он же включает-выключает обмотку привода компрессора). Вся коммутация сделана параллельно датчику ОЖ на вентиляторы.

ЗЫ: схемку с плавной регулировкой надо делать на схеме ШИМом, а мне лениво заморачиваться, проще готовый блок купить. В интернете - валом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

нет, это уже слишком - шим на вентилятор радиаторов. На мотор печки - да, вполне. Вентиляторы радиатора не так уж часто и работают, и даже две скорости имеют. Для чего там плавная регулировка?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

нет, это уже слишком - шим на вентилятор радиаторов. На мотор печки - да, вполне. Вентиляторы радиатора не так уж часто и работают, и даже две скорости имеют. Для чего там плавная регулировка?

Ну, во-первых, мягкое включение бережет проводку и генератор-аккумулятор, во-вторых, при работе от датчика на двигателе вентиляторы включаются несколько заранее, в результате я всегда имею некоторую фору: двигатель ужо подошел к точке кипения - вот тебе пожалуйста тосольчику похолоднее, а так пока он дойдет до датчика на радиаторе, пока охладится, пока вернется обратно к двигателю...

Летом вентиляторы-то трудятся, дай им бог здоровья. (с кондиционером в пробках особенно)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну, во-первых, мягкое включение бережет проводку и генератор-аккумулятор, во-вторых, при работе от датчика на двигателе вентиляторы включаются несколько заранее, в результате я всегда имею некоторую фору: двигатель ужо подошел к точке кипения - вот тебе пожалуйста тосольчику похолоднее, а так пока он дойдет до датчика на радиаторе, пока охладится, пока вернется обратно к двигателю...

Летом вентиляторы-то трудятся, дай им бог здоровья. (с кондиционером в пробках особенно)

Мягким включение можно сделать и при нашей проводке - в плюсовые провода электромоторов включить последовательно дроссель, тогда изменение величины напряжения (причем при включении и выключении) в цепи будет плавным. Только дроссель нужно выбрать с обмоткой переносящей величину тока в цепи.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мягким включение можно сделать и при нашей проводке - в плюсовые провода электромоторов включить последовательно дроссель, тогда изменение величины напряжения (причем при включении и выключении) в цепи будет плавным. Только дроссель нужно выбрать с обмоткой переносящей величину тока в цепи.

Недетского размера будет сей дроссель. :bq: (показывает)

Вообще-то я имел ввиду, что и обороты будут регулироваться плавно в зависимости от температуры двигла.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Недетского размера будет сей дроссель. :bq: (показывает)

В багажник вообще то должен поместиться, надо посчитать :bv:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.....не не поместиться-придётся второй ряд сёдел снимать!!!!!!а вообще народ заморочился наглухо-это плохо=переходят в разряд пИсак а не ремонтников-грусТно :ac:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.....не не поместиться-придётся второй ряд сёдел снимать!!!!!!а вообще народ заморочился наглухо-это плохо=переходят в разряд пИсак а не ремонтников-грусТно :ac:

Скорее нет! Просто в машине все работает как надо! А ручки чешутся, моцк работать заставляют! Вот и ищут чем заняться. Завидую БЕЛОЙ завистью, в отношении исправности авто! :bi:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Недетского размера будет сей дроссель. :bq: (показывает)

Вообще-то я имел ввиду, что и обороты будут регулироваться плавно в зависимости от температуры двигла.

Ага - пара войдет в спичечный коробок.

О ремонте - только что сегодня поставил новые карлсоны от Шеви-нивы, у одного родного свист появился - причина в рассыпавшихся пластинах, которые фиксируют постоянные магниты.

Призрак за тобой должок по схеме - хочется посмотреть есть ли там трехконтактный датчик включения вентиляторов. В книгах только обычный, ну соотвественно и проводка под такой.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ага - пара войдет в спичечный коробок.

О ремонте - только что сегодня поставил новые карлсоны от Шеви-нивы, у одного родного свист появился - причина в рассыпавшихся пластинах, которые фиксируют постоянные магниты.

Призрак за тобой должок по схеме - хочется посмотреть есть ли там трехконтактный датчик включения вентиляторов. В книгах только обычный, ну соотвественно и проводка под такой.

Карлсоны поставил, насколько понимаю вместе с кожухом? Как встал? У меня, кстати, стоит один от нивы 21214 карлсон (от Лузара) - очень нра.

Вот схемки: разберешься? Будут вопросы - задавай.

post-23-045197800 1327516425_thumb.jpg

post-23-050470800 1327516438_thumb.jpg

post-23-054019900 1327516455_thumb.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Карлсоны поставил, насколько понимаю вместе с кожухом? Как встал? У меня, кстати, стоит один шнивовский карлсон от Лузара - очень нра.

Вот схемки: разберешься? Будут вопросы - задавай.

post-23-054019900 1327516455_thumb.jpg

Брал полностью всборе от Шеви-нивы, т.е. корпус с двумя карлсонами.  Пришлось немного доработать крепление к радиаторам. По ширине захватывает полностью радиатор и только на 1 см меньше по высоте. И эта сборка вышла тоньше родной, так при снятии отсоединял верхнее крепление радиаторов и их немного наклонял к двигателю, нивская вошла впритирку без отгибания радиаторов. Правда в магазине были сборки от нивы 2-х видов, я взял которая по габаритам меньше.

Схемы посмотрел, то что нужно и то что у меня на авто - СПАСИБО!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Схемы посмотрел, то что нужно и то что у меня на авто - СПАСИБО!

10$ :bf:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти